Вознесение отца Аристарха
Миниатюры - Фэнтэзи
Фантазия на тему нанотехнологий
- Неслыханное, немыслимое богохульство! - отец Аристарх с негодованием отшатнулся от окуляра микроскопа и завертелся юлой, отыскивая, на что бы перекреститься. Доктор Миллер иконы не жаловал и в приемной их не держал, а потому отец Аристарх перекрестился на висящий над дверью портрет Андреаса Везалия1. Доктор подумал о том, что за последние полгода батюшка как-то странно изменился: весь ссутулился, словно у него за спиной вдруг горб вырос, но лицом просветлел, вроде помолодел даже.
- Ну-с, Иван Генрихович, что вы об этом думаешь? - уездный исправник Андрей Самохвалов, по привычке пригладив роскошные бакенбарды, ожидающе уставился на доктора.
- Ну-у, - неопределенно протянул Миллер и, не в силах подобрать нужные слова, вновь склонился к микроскопу. Там, в круге бледного света, среди частиц мертвой человеческой плоти, бестолково копошились невероятные создания - крохотные, блестящие, со множеством щупалец, клешней и непонятных отростков. - Конечно, можно было бы предположить, что перед нами доселе не известный вид простейших, но я все-таки склоняюсь к гипотезе искусственного происхождения этих созданий. Но кто способен сотворить подобное?! И для чего?
- Оружие? - предположил Самохвалов.
- Андрей Николаевич, голубчик, да можете ли вы назвать державу, способную на создание подобного? - спросил доктор.
Вопрос был ехидно-риторическим, а потому остался без ответа.
- Сказано во Писании: "Узнаете Сатану по делам его!" - провозгласил вдруг отец Аристарх, воздев перст в потолок. - Не человеческих рук сии творения, и не человеческим был злой разум, их создавший! Предайте огню создания диавольские!
В его словах была истина. Все собрание подавленно замолчало. Доктор против своей воли бросил взгляд на укрытый грубым холстом стол, где еще недавно лежало тело слабоумного звонаря Федора Крюкова, чьи внутренности превратились в однородную, словно расплавленную, массу. Миллер представил, как миллионы крошечных чудовищ забираются в тела людей, превращая их органы в месиво. Ему стало нехорошо.
- Мне тут пришел на ум один архивный документ, - подал голос молчавший до поры репортер "Губернских ведомостей" Семен Крайнев. - Возможно, он тут совершенно не при чем, но. . .
- Ну-ка, ну-ка просветите нас, молодой человек! - сказал доктор.
- Видите ли, господа, пару месяцев назад я перебирал бумаги городского архива и обнаружил прелюбопытнейший документ - отчет об экспедиции на север нашей губернии летом 1747 года. В состав участников похода входили отряд казаков под командованием сотника Еремея Пырьева, советник губернской казенной палаты Алексей Бовин, священник отец Севостьян, намеревавшийся обращать в православную веру остяков и вогулов, и еще несколько гражданских чинов. Цель экспедиции осталась для меня не вполне ясной, возможно, они планировали разведку недр, хотя тот же Бовин занимался исключительно этнографическими изысканиями, собирал фольклор. Так вот, в одно из вогульих племен советник услышал очень странную легенду о некоем необычайно древнем и необычайно могущественном народе, некогда населявшем эти земли. По словам вогулов, представители сего народа походили на людей лишь отдаленно, хотя и имели по две ноги и по две руки. Могущество же этих существ, как сказано в бумаге, было "зело велико". Упоминается, что могли они летать по воздуху, плавать под водой, "а смерти и хвори не ведали". А не ведали потому, что могли природу собственную менять по своему разумению!
Последнюю фразу журналист произнес с необыкновенным пафосом и замолчал, переводя дыхание.
- История занятная, но какое она имеет отношение к делу? - спросил доктор. - Я не очень хорошо разбираюсь в народных поверьях, но мне кажется, что почти у каждого народа есть предания о Золотом Веке и о могущественных предках. Вспомним хотя бы наши русские былины о богатырях. . . Пока я не вижу никакой связи с нашим случаем.
- Погодите, Иван Генрихович, ведь я еще не закончил! - сказал Крайнев с легкой досадой в голосе. - Дело в том, что, когда отец Севостьян обратил часть вогулов в христианскую веру, они решили поделиться с ним самым сокровенным - показать тайную пещеру, являвшуюся, по-видимому, языческим святилищем. В один из дней к пещере отправились пятеро: отец Севостьян, сотник Пырьев, Бовин и пара новообращенных вогулов в качестве проводников. Шли они, как сказано, “дюже долго”, извилистой тропой и наконец вышли к горе, на склоне которой зиял вход в пещеру. Про саму пещеру в отчете ничего не говорится, но сказано, что внутри их взорам предстал некий "хитроумный механизмус", невероятно древний и происхождения явно не человеческого. Понимаете? К документу прилагался рисунок, выполненный Бовиным, но воспроизвести его я не могу, ибо рисовальщик из меня совсем никудышный. Однако, как я понял, машина представляет из себя что-то вроде ложа, выполненного по форме человеческого (или почти человеческого) тела и закрепленного между четырьмя столбами. К одному из столбов крепится некий сосуд цилиндрической формы, а возле другого располагается причудливый прямоугольный прибор, соединенный с ложем и другими столбами при помощи проводов наподобие телеграфных. . .
- Мистификация! - фыркнул Самохвалов.
- Не перебивайте, Андрей Николаевич! - укоризненно произнес Миллер. - Продолжайте, юноша!
- Тут-то и начинается самое интересное: вогулы пояснили, что оный механизм использовался древней расой для изменения собственных тел. Нужно лечь на ложе и представить себя другим, таким, каким хочешь себя видеть, как желание исполнялось. Старый мог стать молодым, а урод - красавцем. И совершалось сие не при помощи волшебства, а при помощи живущих в цилиндрическом сосуде существ, столь крошечных, что были они невидимы простым глазом! Правда, как признались вогулы, одного желания было недостаточно, требовалось еще совершить некий ритуал, которого они не знали. Теперь вы понимаете, куда я клоню?
Журналист оглядел своих слушателей с торжествующим видом. Доктор сидел, подперев голову руками и уставившись в одну точку. У исправника на лице застыло глуповатое выражение, как у деревенского дурачка, случайно подслушавшего беседу двух деятелей науки. В глазах отца Аристарха бегали тревожные огоньки.
- Загадочны и страшны деяния бесовские! - со вздохом сказал священник.
- История, которую вы нам изложили, юноша, выглядит слишком фантастичной, однако параллели вот с этим, - Миллер кивнул в сторону микроскопа, - прослеживаются вполне отчетливо. Ну-с, а что дальше?
- Собственно отчет на этом и заканчивается. Но я, крайне заинтересовавшись сим случаем, перерыл все документы с 1747 по 1757 годы и выяснил, что спустя два года таинственная машина была вывезена в Северокамск, и для нее был специально сделан сруб, который, правда, уже через год сгорел при странных обстоятельствах вместе с машиной. В народе ходили слухи, что к пожару приложил руку сам отец Севостьян, незадолго до того публично проклявший агрегат, как создание диавольское. Больше мне ничего не известно.
- А где располагался этот сруб? - спросил Самохвалов.
- Там! - журналист махнул рукой в неопределенном направлении. - Там, где сейчас стоит дом отца Аристарха.
- Истинно так! - подтвердил священник.
- Любопытно! - задумчиво сказал доктор. – И, тем не менее, это ничего не объясняет. Хорошо, допустим, все сказанное - чистая правда. Допустим, что сотни и тысячи лет назад на территории нашей губернии обитала раса, далеко опередившая нас в своем развитии; допустим, эти существа действительно научились изменять свои тела при помощи микроскопических искусственных инфузорий; допустим, что упоминаемая машина действительно пережила столетия и сохранила свои способности. .
- Неслыханное, немыслимое богохульство! - отец Аристарх с негодованием отшатнулся от окуляра микроскопа и завертелся юлой, отыскивая, на что бы перекреститься. Доктор Миллер иконы не жаловал и в приемной их не держал, а потому отец Аристарх перекрестился на висящий над дверью портрет Андреаса Везалия1. Доктор подумал о том, что за последние полгода батюшка как-то странно изменился: весь ссутулился, словно у него за спиной вдруг горб вырос, но лицом просветлел, вроде помолодел даже.
- Ну-с, Иван Генрихович, что вы об этом думаешь? - уездный исправник Андрей Самохвалов, по привычке пригладив роскошные бакенбарды, ожидающе уставился на доктора.
- Ну-у, - неопределенно протянул Миллер и, не в силах подобрать нужные слова, вновь склонился к микроскопу. Там, в круге бледного света, среди частиц мертвой человеческой плоти, бестолково копошились невероятные создания - крохотные, блестящие, со множеством щупалец, клешней и непонятных отростков. - Конечно, можно было бы предположить, что перед нами доселе не известный вид простейших, но я все-таки склоняюсь к гипотезе искусственного происхождения этих созданий. Но кто способен сотворить подобное?! И для чего?
- Оружие? - предположил Самохвалов.
- Андрей Николаевич, голубчик, да можете ли вы назвать державу, способную на создание подобного? - спросил доктор.
Вопрос был ехидно-риторическим, а потому остался без ответа.
- Сказано во Писании: "Узнаете Сатану по делам его!" - провозгласил вдруг отец Аристарх, воздев перст в потолок. - Не человеческих рук сии творения, и не человеческим был злой разум, их создавший! Предайте огню создания диавольские!
В его словах была истина. Все собрание подавленно замолчало. Доктор против своей воли бросил взгляд на укрытый грубым холстом стол, где еще недавно лежало тело слабоумного звонаря Федора Крюкова, чьи внутренности превратились в однородную, словно расплавленную, массу. Миллер представил, как миллионы крошечных чудовищ забираются в тела людей, превращая их органы в месиво. Ему стало нехорошо.
- Мне тут пришел на ум один архивный документ, - подал голос молчавший до поры репортер "Губернских ведомостей" Семен Крайнев. - Возможно, он тут совершенно не при чем, но. . .
- Ну-ка, ну-ка просветите нас, молодой человек! - сказал доктор.
- Видите ли, господа, пару месяцев назад я перебирал бумаги городского архива и обнаружил прелюбопытнейший документ - отчет об экспедиции на север нашей губернии летом 1747 года. В состав участников похода входили отряд казаков под командованием сотника Еремея Пырьева, советник губернской казенной палаты Алексей Бовин, священник отец Севостьян, намеревавшийся обращать в православную веру остяков и вогулов, и еще несколько гражданских чинов. Цель экспедиции осталась для меня не вполне ясной, возможно, они планировали разведку недр, хотя тот же Бовин занимался исключительно этнографическими изысканиями, собирал фольклор. Так вот, в одно из вогульих племен советник услышал очень странную легенду о некоем необычайно древнем и необычайно могущественном народе, некогда населявшем эти земли. По словам вогулов, представители сего народа походили на людей лишь отдаленно, хотя и имели по две ноги и по две руки. Могущество же этих существ, как сказано в бумаге, было "зело велико". Упоминается, что могли они летать по воздуху, плавать под водой, "а смерти и хвори не ведали". А не ведали потому, что могли природу собственную менять по своему разумению!
Последнюю фразу журналист произнес с необыкновенным пафосом и замолчал, переводя дыхание.
- История занятная, но какое она имеет отношение к делу? - спросил доктор. - Я не очень хорошо разбираюсь в народных поверьях, но мне кажется, что почти у каждого народа есть предания о Золотом Веке и о могущественных предках. Вспомним хотя бы наши русские былины о богатырях. . . Пока я не вижу никакой связи с нашим случаем.
- Погодите, Иван Генрихович, ведь я еще не закончил! - сказал Крайнев с легкой досадой в голосе. - Дело в том, что, когда отец Севостьян обратил часть вогулов в христианскую веру, они решили поделиться с ним самым сокровенным - показать тайную пещеру, являвшуюся, по-видимому, языческим святилищем. В один из дней к пещере отправились пятеро: отец Севостьян, сотник Пырьев, Бовин и пара новообращенных вогулов в качестве проводников. Шли они, как сказано, “дюже долго”, извилистой тропой и наконец вышли к горе, на склоне которой зиял вход в пещеру. Про саму пещеру в отчете ничего не говорится, но сказано, что внутри их взорам предстал некий "хитроумный механизмус", невероятно древний и происхождения явно не человеческого. Понимаете? К документу прилагался рисунок, выполненный Бовиным, но воспроизвести его я не могу, ибо рисовальщик из меня совсем никудышный. Однако, как я понял, машина представляет из себя что-то вроде ложа, выполненного по форме человеческого (или почти человеческого) тела и закрепленного между четырьмя столбами. К одному из столбов крепится некий сосуд цилиндрической формы, а возле другого располагается причудливый прямоугольный прибор, соединенный с ложем и другими столбами при помощи проводов наподобие телеграфных. . .
- Мистификация! - фыркнул Самохвалов.
- Не перебивайте, Андрей Николаевич! - укоризненно произнес Миллер. - Продолжайте, юноша!
- Тут-то и начинается самое интересное: вогулы пояснили, что оный механизм использовался древней расой для изменения собственных тел. Нужно лечь на ложе и представить себя другим, таким, каким хочешь себя видеть, как желание исполнялось. Старый мог стать молодым, а урод - красавцем. И совершалось сие не при помощи волшебства, а при помощи живущих в цилиндрическом сосуде существ, столь крошечных, что были они невидимы простым глазом! Правда, как признались вогулы, одного желания было недостаточно, требовалось еще совершить некий ритуал, которого они не знали. Теперь вы понимаете, куда я клоню?
Журналист оглядел своих слушателей с торжествующим видом. Доктор сидел, подперев голову руками и уставившись в одну точку. У исправника на лице застыло глуповатое выражение, как у деревенского дурачка, случайно подслушавшего беседу двух деятелей науки. В глазах отца Аристарха бегали тревожные огоньки.
- Загадочны и страшны деяния бесовские! - со вздохом сказал священник.
- История, которую вы нам изложили, юноша, выглядит слишком фантастичной, однако параллели вот с этим, - Миллер кивнул в сторону микроскопа, - прослеживаются вполне отчетливо. Ну-с, а что дальше?
- Собственно отчет на этом и заканчивается. Но я, крайне заинтересовавшись сим случаем, перерыл все документы с 1747 по 1757 годы и выяснил, что спустя два года таинственная машина была вывезена в Северокамск, и для нее был специально сделан сруб, который, правда, уже через год сгорел при странных обстоятельствах вместе с машиной. В народе ходили слухи, что к пожару приложил руку сам отец Севостьян, незадолго до того публично проклявший агрегат, как создание диавольское. Больше мне ничего не известно.
- А где располагался этот сруб? - спросил Самохвалов.
- Там! - журналист махнул рукой в неопределенном направлении. - Там, где сейчас стоит дом отца Аристарха.
- Истинно так! - подтвердил священник.
- Любопытно! - задумчиво сказал доктор. – И, тем не менее, это ничего не объясняет. Хорошо, допустим, все сказанное - чистая правда. Допустим, что сотни и тысячи лет назад на территории нашей губернии обитала раса, далеко опередившая нас в своем развитии; допустим, эти существа действительно научились изменять свои тела при помощи микроскопических искусственных инфузорий; допустим, что упоминаемая машина действительно пережила столетия и сохранила свои способности. .
08.03.2008
Количество читателей: 12518