Приносящий голод
Рассказы - Ужасы
Потом выступал с докладом ещё какой-то наш российский специалист, имени которого я не запомнил, который рассказывал об обрядах хантов и манси. Потом настала очередь канадского докладчика (точнее, докладчицы). Потом снова наш… И все показывали разные слайды и видео, так что мне это было весьма интересно, я тогда ещё себя на мысли поймал,что не зря пришёл.
Потом, значит, слово взял Лесли Парк. Доклад он читал на родном языке, на английском то есть. Впрочем, суть-то я уловил. Речь шла о злом духе по имени Вендиго. (Это имя ещё тогда показалось мне смутно знакомым, но я так и не вспомнил, где его слышал раньше. Жуткое имечко, правда?) Вендиго его зовут индейцы… как их?. . . кажется, алгонкины. Его ещё называют Шагающим По Ветрам, потому что он умеет ходить по воздуху как по земле. Это плохой дух. Он приходит с северным ветром и морозом. А ещё он всегда голоден, но так как он – дух, то сам есть не может. Он вселяется в кого-нибудь и заставляет есть человечину. Да-да, настоящий людоед! Опять же, по своей воле он вселиться не может, а ждёт подходящего случая: чтобы кто-нибудь попробовал «длинную свинью». Знаете, что такое «длинная свинья»? А, догадываетесь!. . . Так вот, по индейским поверьям, если человек оголодал настолько, что опустился до каннибализма, тут-то его телом и завладевает Вендиго.
Вам кажется я несу бред? Погодите, на самом деле всё это очень важно.
Так вот, Парк сказал, что совсем недавно у некоторых коренных народов Северной Америки был обнаружен культ Вендиго. Он прямо-таки сделал ударение на на слове «культ». То есть, Вендиго почитают в качестве божества! Вот вы как думаете, стоит ли поклоняться пожирателю человечины?
На этом месте к Парку присоединился Лапин. Он обратил внимание, что обравз Вендиго во многом схож с образами персонажей вогульской мифологии. У вогулов тоже есть бог северного ветра, которого зовут. . э-э… Войпель. А своей любовью к человеческому мясу он (ну, Вендиго я имею в виду) опять же близок коми-зырянскому лесному людоеду Яг-Морту. Сходство духов можно было бы объяснить сходством природных условий, одинаково суровых, объяснял Лапин, но не всё так просто. Больше всего удивляет сходство ритуалов поклонения и Вендиго, и Войпелю. Вероятно, заявил он, мы имеем дело с остатками древнего культа, существовавшего ещё до переселения человека из Азии в Северную Америку. Если честно, я человек от антропологии далёкий, но даже мне такой вывод показался чересчур смелым, а среди его коллег так и вовсе вызвал бурю эмоций. Хе-хе! Видели бы вы, как кипятится учёная братия! Однако Парк с Лапиным смотрели на это бурление с поразительным хладнокровием. Лапин сказал, что, мол, выводы профессора Парка являются предварительными.
- Но мы сейчас хотим показать вам нечто особенное! – заявил он. - Благодаря совместным российско-канадским экспедициям, мы по крупицам смогли воссоздать весь ритуал… (тут он почему-то замешкался, наверное, подыскивая нужное слово) воззвания к Вендиго. И сейчас мы представим его вашему вниманию!
А знаете, что он ещё добавил? Что сегодня день зимнего солнцестояния, и что мы сейчас пролетаем как раз над Уральским хребтом, вершины которого живущие здесь манси всегда почитали за обиталище Войпеля. И что норд дует, тоже присовокупил.
И они начали обряд. Пятеро человек (Парк с четырьмя соратниками и примкнувший к ним Лапин) нацепили на себя кучу амулетов из костей, звериных когтей, клыков, меха и ещё чего-то, на мумифицированные пальцы похожего. Затем взяли бубны (я нисколько не удивлюсь, если узнаю, что они были обтянуты человеческой кожей!) и давай камлать (или как это называется у шаманов?)! Хм… Ну, мне сложно описать, то, что я увидел и услышал. Сами понимаете, я ведь ни с чем подобным раньше не сталкивался. Знаете, они всё делали абсолютно синхронно! Наверняка, долго репетировали. Ритмичные удары в бубны и странные гортанные звуки оказали на меня прямо-таки гипнотическое влияние. Я сейчас совершенно серьёзен. Я временно оцепенел, отметив, правда, что и вся остальная аудитория тоже замерла. Мы все впали в некий транс. Меня уже тогда мороз продирал от этих жутковатого пения. В нём было что-то первобытное, неандертальское. Однозначно.
Ладно, я продолжаю. Чувство времени я потерял, поэтому не могу сказать, сколько именно просидел, глядя на шестерых беснующихся. Однако заметил, что ритм стал постепенно увеличиваться. Удары в бубны раздавались как пулеметные очереди, а призывы к Вендиго таким неистовым речитативом, будто все шестеро читали скороговорки. И всё это время меня не покидало ощущение нарастающего напряжения. Что-то должно было произойти. Тревожное такое чувство: мол, обязательно будет беда.
И вот настала кульминация спектакля. Бой в бубны и шаманские выкрики разом смолкли. Тишина была настолько неожиданной, что я поначалу даже испугался за свой слух. А потом… По залу прокатилась волна ледяного воздуха. Самый настоящий порыв ветра. Не спрашивайте меня, откуда он взялся. Оттуда. Но ветер был не просто холодный – вдобавок он был и вонючий! Словно арктический вихрь пронёсся над котлованом, заваленным трупами, и пропитался смрадом сотен разлагающихся тел! (Странное сочетание, ага? Откуда смрад-то? В холоде трупы не разлагаются!) Впрочем, это ощущение холода и смрада продолжалось всего мгновенье, и я уже было подумал, что это моё воображение, но. . .
Потом, значит, слово взял Лесли Парк. Доклад он читал на родном языке, на английском то есть. Впрочем, суть-то я уловил. Речь шла о злом духе по имени Вендиго. (Это имя ещё тогда показалось мне смутно знакомым, но я так и не вспомнил, где его слышал раньше. Жуткое имечко, правда?) Вендиго его зовут индейцы… как их?. . . кажется, алгонкины. Его ещё называют Шагающим По Ветрам, потому что он умеет ходить по воздуху как по земле. Это плохой дух. Он приходит с северным ветром и морозом. А ещё он всегда голоден, но так как он – дух, то сам есть не может. Он вселяется в кого-нибудь и заставляет есть человечину. Да-да, настоящий людоед! Опять же, по своей воле он вселиться не может, а ждёт подходящего случая: чтобы кто-нибудь попробовал «длинную свинью». Знаете, что такое «длинная свинья»? А, догадываетесь!. . . Так вот, по индейским поверьям, если человек оголодал настолько, что опустился до каннибализма, тут-то его телом и завладевает Вендиго.
Вам кажется я несу бред? Погодите, на самом деле всё это очень важно.
Так вот, Парк сказал, что совсем недавно у некоторых коренных народов Северной Америки был обнаружен культ Вендиго. Он прямо-таки сделал ударение на на слове «культ». То есть, Вендиго почитают в качестве божества! Вот вы как думаете, стоит ли поклоняться пожирателю человечины?
На этом месте к Парку присоединился Лапин. Он обратил внимание, что обравз Вендиго во многом схож с образами персонажей вогульской мифологии. У вогулов тоже есть бог северного ветра, которого зовут. . э-э… Войпель. А своей любовью к человеческому мясу он (ну, Вендиго я имею в виду) опять же близок коми-зырянскому лесному людоеду Яг-Морту. Сходство духов можно было бы объяснить сходством природных условий, одинаково суровых, объяснял Лапин, но не всё так просто. Больше всего удивляет сходство ритуалов поклонения и Вендиго, и Войпелю. Вероятно, заявил он, мы имеем дело с остатками древнего культа, существовавшего ещё до переселения человека из Азии в Северную Америку. Если честно, я человек от антропологии далёкий, но даже мне такой вывод показался чересчур смелым, а среди его коллег так и вовсе вызвал бурю эмоций. Хе-хе! Видели бы вы, как кипятится учёная братия! Однако Парк с Лапиным смотрели на это бурление с поразительным хладнокровием. Лапин сказал, что, мол, выводы профессора Парка являются предварительными.
- Но мы сейчас хотим показать вам нечто особенное! – заявил он. - Благодаря совместным российско-канадским экспедициям, мы по крупицам смогли воссоздать весь ритуал… (тут он почему-то замешкался, наверное, подыскивая нужное слово) воззвания к Вендиго. И сейчас мы представим его вашему вниманию!
А знаете, что он ещё добавил? Что сегодня день зимнего солнцестояния, и что мы сейчас пролетаем как раз над Уральским хребтом, вершины которого живущие здесь манси всегда почитали за обиталище Войпеля. И что норд дует, тоже присовокупил.
И они начали обряд. Пятеро человек (Парк с четырьмя соратниками и примкнувший к ним Лапин) нацепили на себя кучу амулетов из костей, звериных когтей, клыков, меха и ещё чего-то, на мумифицированные пальцы похожего. Затем взяли бубны (я нисколько не удивлюсь, если узнаю, что они были обтянуты человеческой кожей!) и давай камлать (или как это называется у шаманов?)! Хм… Ну, мне сложно описать, то, что я увидел и услышал. Сами понимаете, я ведь ни с чем подобным раньше не сталкивался. Знаете, они всё делали абсолютно синхронно! Наверняка, долго репетировали. Ритмичные удары в бубны и странные гортанные звуки оказали на меня прямо-таки гипнотическое влияние. Я сейчас совершенно серьёзен. Я временно оцепенел, отметив, правда, что и вся остальная аудитория тоже замерла. Мы все впали в некий транс. Меня уже тогда мороз продирал от этих жутковатого пения. В нём было что-то первобытное, неандертальское. Однозначно.
Ладно, я продолжаю. Чувство времени я потерял, поэтому не могу сказать, сколько именно просидел, глядя на шестерых беснующихся. Однако заметил, что ритм стал постепенно увеличиваться. Удары в бубны раздавались как пулеметные очереди, а призывы к Вендиго таким неистовым речитативом, будто все шестеро читали скороговорки. И всё это время меня не покидало ощущение нарастающего напряжения. Что-то должно было произойти. Тревожное такое чувство: мол, обязательно будет беда.
И вот настала кульминация спектакля. Бой в бубны и шаманские выкрики разом смолкли. Тишина была настолько неожиданной, что я поначалу даже испугался за свой слух. А потом… По залу прокатилась волна ледяного воздуха. Самый настоящий порыв ветра. Не спрашивайте меня, откуда он взялся. Оттуда. Но ветер был не просто холодный – вдобавок он был и вонючий! Словно арктический вихрь пронёсся над котлованом, заваленным трупами, и пропитался смрадом сотен разлагающихся тел! (Странное сочетание, ага? Откуда смрад-то? В холоде трупы не разлагаются!) Впрочем, это ощущение холода и смрада продолжалось всего мгновенье, и я уже было подумал, что это моё воображение, но. . .
19.11.2011
Количество читателей: 19690